КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеШахматы на крови

РИА Новости

Очередной фильм Алексея Пивоварова о предвоенном времени, в канун семидесятилетия со дня Великой Отечественной войны, вызвал поначалу противоречивые ощущения. С одной стороны, фильм "22 июня. Роковые решения" достаточно тщательный и объективный. Но для посвященных людей в нем нет почти ничего нового. Зато для тех, кто хочет узнать правду и понять, что же произошло на самом деле, максимально насыщенная телевизионная картинка усложняет восприятие.

Слишком всего много намешано: и двое ведущих с обеих сторон — русский и немецкий, и два актера-чтеца, зачитывающих документы по-русски и по-немецки, два российских историка, спорящих между собой, актеры, реконструирующие события, сквозная инсталляция, многочисленная хроника, очевидцы событий. Казалось, что это тот самый случай, когда форма неоправданно усложнена в угоду авторскому самовыражению.

 

Но к середине фильма к ней привыкаешь и начинаешь ориентироваться в этой достаточно непростой, но стройной структуре фильма. Особый, человеческий контекст составляют частные истории на фоне масштабных исторических событий.  

Что же касается самой темы, то мы все пытаемся разобраться — ошибки ли Сталина или его гениальное руководство повлияло на ситуацию, какова моральная цена якобы «прагматических решений» и тому подобное. Фильм не акцентирует внимание на нравственных оценках, но и не уходит от постановки вопросов. Не выносит окончательных вердиктов, оставляя зрителям-присяжным делать свои выводы и принимать самостоятельные решения. Но в процессе разбирательства предоставляет им всю имеющуюся в их распоряжении документальную базу. Пусть и немного ускоренно, как бы листая страницы – таков формат фильма – нам напоминают и о Мюнхенском соглашении, и о советско-германском договоре о ненападении, о разделе Польши, падении Франции и войне с Финляндией. Но это все преамбула. 

 

Авторы спешат приступить к явно центральной теме фильма-исследования — подготовке СССР наступательной операции против Гитлера. Долгое время предположения об этом считались пресловутой фальсификацией. Вот Виктор Суворов пострадал именно за это. Ведь никто не спорил, что СССР готовился к войне, но всячески ее оттягивал. Готовился к войне, но оборонительной. А тут на основании приведенных документов авторы и эксперты делают однозначный вывод – Советский Союз готовился напасть на Германию. Просто не успел.

Авторы фильма представляют взаимоотношения СССР и Германии в виде обоюдоострой шахматной партии. Оба игрока – Сталин и Гитлер – предпочитают наступательную тактику. Не до конца понимая и не точно интерпретируя ходы друг друга, каждый из соперников самоуверенно считал себя более искусным шахматистом. Или обманщиком. В конце концов, Гитлер опередил Сталина почти на месяц. Тот оказался в цейтноте, и его флажок упал.

Вопрос об ответственности СССР за развязывание войны повис в фильме в воздухе. Но пищу для размышлений дал. Все же фильм имеет подзаголовок — «Роковые решения». Значит ошибочные? Имеется в виду и сам Пакт о ненападении с Германией, и его Секретные протоколы, и подготовка к наступлению против Германии, и просчеты в определении сроков нападения Гитлера.

И еще один важный аспект: судя по фильму, с немецкой стороны все основные документы, относящиеся к этому периоду истории, изучены, а у нас большинство еще засекречено. И это дает большой повод сомневаться в нашем безупречном стремлении перед началом войны преследовать исключительную цель — обезопасить свою страну.

Но история распорядилась так, что именно мы стали жертвой агрессии. И вынуждены были защищать свою страну. В этом и есть весь пафос Отечественной войны. Сталин же тут совсем ни при чем.

 

Фотографии РИА Новости

 

 

Обсудить "Шахматы на крови" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Прямая речь //
«Семья» // ОТКРЫТАЯ РОССИЯ
Правильный фильм правильного режиссера // БОРИС КОЛЫМАГИН
МИФ + МИФ = НТВ // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Увидеть «Ходорковского» и… // ВЕРОНИКА МААНДИ
Игры с людоедами // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Я защищаю НТВ! // ГЕОРГИЙ САТАРОВ
«Школа». По случаю Года учителя // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
«Эшелон» и бусы // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
Сказка и быль // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН