Цензура
10 июля 2020 г.
Псковские работники театра написали коллективный донос
15 АПРЕЛЯ 2015, АЛЕНА СОЛНЦЕВА

Работники Псковского академического театра написали министру культуры РФ Владимиру Мединскому коллективный донос. Они обращают внимание министра, только что разобравшегося с «неправильной» оперой в Новосибирске, на готовящуюся к выпуску постановку документальной пьесы про современных псковичей, в которой зрители услышат нецензурную брань, увидят обнаженных пьющих женщин в бане и злого «царя-карлика». Авторы письма рассказывают, что «идея пьесы понятна и замечательна — документальная пьеса о современных псковичах, материал для которой в многочисленных интервью собирают вместе со столичным режиссером сами актеры». «Но в итоге сама пьеса вдруг превращается в очень типичное сегодня, предсказуемое произведение "современного искусства", ожидаемое, понятное в наших сегодняшних культурных реалиях». Сегодня министр должен встретиться с авторами доноса.

Подоплеку происходящих событий "Ежедневному журналу" разъясняет культурный обозреватель Алена СОЛНЦЕВА:

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Власть дала определённый сигнал. Люди у нас зачастую очень простые и настроены как дети в детском саду, которым воспитательница говорит: дети, так поступать нехорошо, кто будет так делать — тех мы будем наказывать, а тем, кто будет сообщать об этом, мы будем давать конфетку. Тут происходит ровно такая же история.

Проблемы, связанные со столкновением нового и современного со старым, вне зависимости от качества, должны решаться внутри общества. Можно ссориться, протестовать, устраивать забастовки. Но в данном случае речь идёт не столько об эстетическом конфликте части трупы с режиссёром, хотя такие расхождения там тоже имеют место, сколько о наличии простого механизма. Достаточно пожаловаться — и тут же получаешь решение.

Роль управляющего органа, Министерства культуры, в этой ситуации должна, в идеале, сводиться к разъяснению того, что такие конфликты — внутреннее дело театра. Решайте сами, внутри коллектива, или со зрителем, какие у него предпочтения. Но у нас сегодня другое направление, все эстетические разногласия решаются «наверху», в Москве. Феодальная система зарождается сегодня во всех сферах, в том числе и в этой.

За 20 лет, прошедших с конца советской власти, произошла очень странная вещь. В 80-е годы образованная часть российского общества была настроена достаточно революционно, во всех смыслах. Считалось правильным и модным поддерживать авторское начало, эксперимент, искать новизну. Но случившаяся потом резкая модернизация и слом сознания привели к тому, что для многих людей традиционная культура стала спасительным убежищем. Люди стали искать в искусстве не способ справиться с вызовами времени, а укрытие от своих невзгод, от того, что они не могут приспособиться к быстро меняющейся жизни, не справляются с дискомфортом, который эта жизнь у них вызывает. Потому что при всех проблемах, отсутствии поощрения для малого бизнеса и несовершенстве законов инициативность ценилась в то время больше, чем инертная исполнительность, при этом правила менялись очень быстро.

Существует целый комплекс резких изменений, которые приводят к тому, что люди начинают ощущать беспокойство, из-за чего сама культура воспринимается иначе. Кажется, что музей, театр — сфера, в которой не надо ничего менять, пусть там всё останется, как есть. Это святое, это отличает нас от страшной новой действительности, от расплодившихся воров и жуликов. Мы хотим спокойного наслаждения, прийти на концерт, а там Чайковский нота в ноту, в музей — а там картины, которые мы знаем, Васнецов и Репин. Всё понятное и знакомое. Не нужно менять правила хотя бы здесь — это настроение распространилось за последние годы.

Подобные настроения были всегда, потому что для восприятия нового искусства нужны другие мозги. Надо долго работать с молодым человеком, приучать его к восприятию, объяснять ему законы, по которым существует нынешний мир, — это всё очень взаимосвязано. Людей, которые это понимают, немного даже среди профессионалов, потому что у нас была устаревшая школа, плохие педагоги, мало связи с мировыми процессами. В результате тренд «успокойте меня консервативно» существует сегодня даже в большей степени, чем 20 лет назад.

На фото: Псковский театр драмы имени А.С.Пушкина. ТАСС/ Евгений Орлов














  • Тамара Эйдельман: Это решение – очередное проявление очень неприятной тенденции на полное выхолащивание смысла из образования. В этом направлении работают уже давным-давно.

  • Newsru.com: Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил поблагодарить "автора законодательной инициативы Владимира Путина", подчеркнув, что его инициатива не только долгожданна, но и важна. 

  • Антон Зубехин: герои Отечества - это Сечины, Миллеры, Чайки и прочие, верно? Светлана Кулешова: А кого из патриотов нынешней России детям приведут в пример?

     

     

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Закон об уважении к подвигам Кадырова, Патрушева, Шойгу и Кириенко
24 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Госдума единогласно приняла внесенный Путиным закон о поправках в ФЗ РФ «Об образовании», в котором учителя в школах теперь станут прививать уважение к «героям Отечества» в обязательном порядке. Спикер Володин призвал депутатов поблагодарить Путина за этот чрезвычайно важный и долгожданный закон. Депутаты, естественно, поблагодарили. А еще спикер Володин объяснил, что «поправки в закон об образовании вытекают из поправок к Конституции, которые мы приняли». Правда, поправки к Конституции будут считаться принятыми только после «общероссийского голосования», но спикер Володин, как и все думцы, хорошо знает цену этому мероприятию...
Прямая речь
24 ИЮНЯ 2020
Тамара Эйдельман: Это решение – очередное проявление очень неприятной тенденции на полное выхолащивание смысла из образования. В этом направлении работают уже давным-давно.
В СМИ
24 ИЮНЯ 2020
Newsru.com: Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил поблагодарить "автора законодательной инициативы Владимира Путина", подчеркнув, что его инициатива не только долгожданна, но и важна. 
В блогах
24 ИЮНЯ 2020
Антон Зубехин: герои Отечества - это Сечины, Миллеры, Чайки и прочие, верно? Светлана Кулешова: А кого из патриотов нынешней России детям приведут в пример?    
ЕСПЧ: «Ежедневный журнал» должен быть разблокирован
23 ИЮНЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Наш журнал шесть лет под замком. Замок навесили по приказу какого-то начальника в обход даже существующего драконовского закона. Замок это давно заржавел, но он все еще в петлях. На долгие годы наши читатели оказались отрезаны от нас, а мы от них. И за это время ни одно российское ведомство не сочло возможным объяснить, за что уничтожается наше издание. Мы не сдавались. Мы прошли все отечественные судебные инстанции и каждый раз натыкались на глухую бюрократическую стену.
Гельман предрек Навальному политическую смерть
24 АПРЕЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувший четверг Александр Гольц на страницах «ЕЖа» на примере скандала с газетой «Ведомости» вполне подробно и убедительно описал нам новый этап в борьбе со свободой слова в любезном отечестве. И я согласен с каждым тезисом, и к этому разговору мне добавить решительно нечего. Но… Надо сказать, я немало удивился, когда прочел зажигательный и гиперэмоциональный текст Алексея Навального, посвященный бывшему (или еще не бывшему?) владельцу «Ведомостей» Демьяну Кудрявцеву. А потом я прочел текст Марата Гельмана, посвященный тексту Алексея Навального о Демьяне Кудрявцеве, и тоже удивился. Но уже не так сильно.
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2020
Дмитрий Орешкин: Алексей Анатольевич постепенно из лидера буржуазного протеста деградирует в лидера пролетарского протеста. А для этого у него нет никаких ресурсов.
В СМИ
24 АПРЕЛЯ 2020
"Эхо Москвы": Сотрудники «Ведомостей» опубликовали колонку с критикой политики исполняющего обязанности главного редактора Андрея Шмарова. 
В блогах
24 АПРЕЛЯ 2020
татьяна долматова: В очередной, "стопятисотый" раз "творческая элита" "теряет" Навального. Помню, как всей шоблой они его "теряли" в 2013 году на мэрской кампании. 
Война с зеркалами
23 АПРЕЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Клоун, назначенный исполнять обязанности главного редактора «Ведомостей», отдал устный приказ сотрудникам не ссылаться на опросы Левада-Центра и не публиковать больше критики по поводу обнуления президентских сроков. При этом он предельно честно сообщил, что таково указание, поступившее ему из Администрации президента. Лидер отечественной оппозиции Алексей Навальный немедленно обвинил бывшего владельца «Ведомостей» Демьяна Кудрявцева в том, что он коварно продал газету не тем людям и предал тем самым высокие идеалы. Навальному тут же ответил Марат Гельман, который стал сетовать, что тот не объединяет демократически настроенных людей, а создает свою персональную секту.