Что делать?
13 июля 2020 г.
Школы Финляндии – способны ли мы перенять опыт?
Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее


В последние 15-20 лет финские школы считаются одними из лучших в мире. На чем основана эта репутация?

Посудите сами. Существует Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Это тест, осуществляющий мониторинг качества образования в десятках стран мира. Важно подчеркнуть, что Международная программа проверяет не только теоретические знания учащихся, но и умение применять знания на практике. Это не разного рода олимпиады и соревнования, в которых с советских времён участвуют единицы наших особо одарённых школьников. Программа реализуется в тысячах школ по всему миру, задания выполняют сотни тысяч учеников. То есть мы получаем довольно объективный срез развития школьного образования в разных странах. Так вот Финляндия никогда не занимала в этом мониторинге места ниже шестого. Она регулярно занимает первые места по естественнонаучной грамотности, входит в тройку победителей по грамотности чтения и никогда не опускалась ниже 6 места по математической грамотности (при этом была первой среди европейских стран). Сравним с результатами российских школьников: 27, 32, 36 места. Разница огромная.

И это при том, что финская школа ориентируется не на усвоение учениками большого объема теоретических знаний, а учит применять полученные знания и умения на практике.

Чем же объясняются такие успехи финской школы?

Современная школа в Финляндии основана на ряде строго реализуемых принципов. Первый из них можно назвать демократичностью. Все школьники Финляндии имеют доступ к одинаково качественному образованию. В стране нет деления школ на столичные и провинциальные, элитные и массовые, для особо продвинутых детей и средних, для детей богатых и бедных. Все финские школы одинаково хорошо финансируются, отлично оборудованы и предоставляют детям одинаковые возможности.

С этим связана и абсолютная бесплатность для обучающихся всего, что предлагается школой. Это и бесплатность учебников и учебных пособий, в том числе планшетов и электронных книг, бесплатность обедов, организуемых школой экскурсий и другой внеурочной деятельности, бесплатность школьного транспорта, который доставляет детей до школьных дверей.

Вторым важным принципом финской школы является добровольность. Школы Финляндии отказались от хорошо известного нам девиза «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». В финской школе никого не заставляют учиться. Там стараются заинтересовать ученика познанием, но если интерес не появляется или не хватает способностей, то ребёнка ориентируют на занятия физическим трудом, на получение рабочей специальности. При этом никто не пугает его: «В дворники пойдёшь»; «Полы мыть будешь». Финляндия – страна, в которой всякий труд уважаем и нет работы, которую надо было бы стыдиться.

В финских школах есть особый специалист, которого называют «учителем будущего». Именно он занимается выявлением склонностей и способностей ученика и рекомендует ему ту или иную сферу деятельности после окончания школы.

Но третьим важнейшим принципом финской школы является индивидуализация. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик сидит в классе рядом с другими учениками, но занимается по собственному учебному плану, который учитывает и его психологические особенности, и способности, и интересы, и темп работы.

Что означает конкретно эта индивидуализация учебного процесса, в чём она проявляется?

В Финляндии никому не приходит в голову говорить о едином учебнике по какому-либо предмету, потому что учитель подбирает учебник для конкретного ученика, и в классе разные ученики работают с разными учебниками и учебными пособиями с разным уровнем изложения материала. Индивидуализация касается и количества и характера заданий, которые учащиеся выполняют на уроках и дома, времени, отводимого на выполнение этих заданий. Ученик может в конце урока попросить учителя ещё раз объяснить изучаемый материал. Для тех, у кого возникают особые трудности, проводятся коррекционные занятия – как индивидуальные, так и групповые. Поэтому, если ученик что-то не усвоил, это будет сразу замечено, обсуждено, в том числе с участием родителей, и предложена индивидуальная программа коррекции.

В старших классах (7-м – 9-м) часть дисциплин изучается по индивидуальному выбору учащихся.

В результате финский школьник не находится в стрессовом состоянии. Он не боится вызова к доске – к доске не вызывают и ученика перед классом не ставят. Он не боится получить «двойку» – первые два года в школе вообще нет оценок и позже количество оцениваемых работ минимально. Он не боится прийти на урок с невыполненным домашним заданием – домашние задания тоже минимальны. Ученик находится в комфортной обстановке, ощущает себя в психологической безопасности, и это создаёт наилучшие условия для развития его способностей и интересов.

Надо сказать ещё о том, что основная средняя школа в Финляндии – это 9 классов. Но для желающих существует ещё и десятый класс, обучаясь в котором ученики могут глубже и прочнее освоить уже изученный материал. В Финляндии, как и во многих других европейских странах, повторение курса (второгодничество) не наказание и позор, а право, которое предоставляется школьнику.

На основании всего перечисленного возникает совсем иная картина учебного процесса по с равнению с тем, к чему мы привыкли. Где же в этом процессе место учителя и каковы его функции?

Пожалуй, это самый трудный вопрос. Дело в том, что место и роль учителя пережили в финской школе очень существенную эволюцию.

Поглядим, как выглядят классы в финской школе. Первое, что удивляет: мы не может найти места учителя в классе, того места, с которого учитель, стоя перед учениками, объясняет новый материал. Этого места часто просто нет. Потому что нет учителя, обращающегося с дидактическим монологом к классу, и нет повёрнутых к учителю лицом учащихся, которые внимают его монологу.

Давайте вспомним своих любимых учителей. Это были те, кто умели увлекательно, интересно, не по учебнику рассказывать материал урока. Так вот, говорят, что во многих финских школах преподавателям настойчиво не рекомендуют объяснять учащимся новый материал. Их главная обязанность – организовать самостоятельный процесс познания у каждого ученика и оказать ему помощь в этом процессе, подсказать, проконсультировать, проследить за результатами. Учитель в финской школе – всё меньше дидактор, а всё больше гид, проводник ученика в мире знаний.

И что же, в финской школе нет никаких проблем, противоречий, сложностей?

Конечно, есть. Эти проблемы сознаются обществом Финляндии и активно обсуждаются педагогической общественностью. Главная из этих проблем является оборотной стороной достоинств финского образования. Получается так, что школа в Финляндии в значительной степени ориентирована на достижение всеми учащимися некоего среднего уровня. Поэтому внимание учителей в первую очередь обращено на школьников, которые испытывают трудности в учёбе. Их надо поднять до среднего уровня, им помочь достигнуть успехов.

А вот тем, кто обладает способностями и интересами выше среднего уровня, внимания достаётся заметно меньше. Обычно говорят, что в Финляндии нет репетиторства. Это не совсем так. Репетиторы  там есть, но репетиторов приглашают не для того, чтобы ученик преодолел отставание. С этой задачей школа справляется. Репетиторы нужны для тех учеников, кого школа недогружает, кому нужна большая учебная нагрузка для реализации его возможностей и способностей.

К сожалению, существует объективное противоречие между стремлением к равенству возможностей для каждого ребёнка и природным, естественным неравенством людей.

Казалось бы, в Финляндии создана эффективная модель общего среднего образования, модель, которая даёт впечатляющие результаты. Так не стоит ли просто взять и перенести эту модель в Россию?

Боюсь, что не получится, по крайней мере сейчас не получится. И вот почему.

Финская школа – это очень дорогая школа, разумеется, дорогая для бюджета. Расходы на одного ученика здесь гораздо выше, чем в России.

Мы уже говорили с вами о том, что получает школьник в Финляндии бесплатно. Но есть ещё огромный арсенал средств обучения, без которого невозможна индивидуализация учебного процесса и создание которого тоже требует средств. Наши старые школьные помещения мало подходят для обучения по-новому. Наконец, профессия учителя в Финляндии престижная и хорошо оплачиваемая. Школьный преподаватель зарабатывает около 5 тысяч евро в месяц. Это приблизительно 360 тысяч рублей, то есть не в разы, а на порядок больше, чем учитель в России. Кроме этого, в старшей школе (7–9 классы) у каждого преподавателя есть помощник. Это не лаборант, выполняющий технические функции, это именно помощник учителя, то есть человек, который под руководством преподавателя работает с учениками, участвует в педагогическом процессе. И его зарплата составляет две с половиной тысячи евро.

Государственный и муниципальные бюджеты не бездонные. Политикам, депутатам приходится решать, на что тратить деньги, определяться с приоритетами. Расходы на образование – это приоритетная статья финского бюджета. Россия же предпочитает тратить деньги налогоплательщиков на вооружение, на силовиков и войны в Сирии и Донбассе. Каждый народ заслуживает то, что имеет.

 

Фото:Bernd von Jutrczenka\DPA/TASS












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Шведские уроки
3 ИЮЛЯ 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Большую часть ХХ в., как и первые годы XXI в., Швецией управляло правительство, сформированное Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ). Девиз международной социал-демократии: «Свобода — Справедливость — Солидарность». Именно такие идеалы правящая партия последовательно воплощала в своей политике. И это вызывает значительный интерес, поскольку за десятилетия правления социал-демократов Швеция не только была преобразована из аграрного в высокоразвитое индустриальное общество, но и достигла социально-экономического благополучия. Социальные реформы мотивированы общенациональным интересом — расширенное воспроизводство «племени», а социальная защищенность стала частью национального самосознания. Социал-демократы продемонстрировали широкие и надежные обязательства в социальной сфере.
Как учатся дети в азиатских странах
3 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Разговоры об упадке нашей системы образования стали сегодня общим местом. Хотя еще недавно именно уровень образованности россиян давал России шанс занять достойное место в мире. Похоже, с этим нам придется проститься. И все же полезно сравнивать наши реалии с опытом других стран. Вашему вниманию предлагается дайджест по книге Кристины Гросс-Ло «Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира». (Пер. Е. Колябиной.) 
Зачем нам культура дискуссий
18 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
В России начисто отсутствует культура дискуссии. Эта культура берет начало в античной Греции. Каждый гражданин, приходивший на заседание агоры, должен был как минимум понимать, о чем идет речь, и по возможности адекватно уметь выразить свою точку зрения. В Греции формировались философские школы, традиции, развивалось искусство риторики. Сама по себе дискуссия мыслилась как способ обсуждения проблемы и продвижения дискутантов к новой истине. Да и слово «диалектика» – производное от слова «диалог». Логика, риторика, нормы корректной дискуссии создали механизмы социального взаимодействия на путях поиска и выработки наилучших решений.
Как перейти к интенсивному развитию страны
15 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
В предыдущей статье я постарался обосновать важность перехода от экстенсивного к интенсивному развитию страны. Какие культурные практики для этого необходимы? Исходно носители российской ментальности не были включены в систему экономических отношений. Экономическое мышление им было чуждо. Речь идет не о профессиональном погружении в современную рыночную экономику, а о сознании рядового россиянина в рамках его картины мира. В советские времена средневзвешенный интеллигент в экономике ничего не смыслил. Ему читали курс политэкономии капитализма и социализма. На этом его погружение в экономику завершалось.
Лучше меньше, да лучше!
10 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
Базовая характеристика культуры россиян – экстенсивная модель человеческой деятельности. Повышение объема продукции мы обычно достигаем за счет привлечения дополнительных ресурсов. Напротив, «интенсивная модель» – это тот тип хозяйствования, где повышение объема и качества продукции достигается за счет усовершенствования технологий, оптимизации производственного процесса, более рационального использования рабочей силы и материальных ресурсов.
Какой дорогой идти России? Часть 2
1 ИЮНЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Продолжаем обсуждать меры по развитию экономики России, которые дадут ей шанс не попасть в разряд отсталых стран. Ответу на этот вопрос посвящена вторая часть дайджест по докладу научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Григорьевича Ясина. Наука. Если Россия не может конкурировать с Китаем, с Индией или с Бразилией по трудовым ресурсам, то ей остается только инновационная модель развития. Нужны знания и творчество, которые могут обратить нефтяные и газовые доходы в развитие инновационной экономики. Наука, как и образование, — фундамент такой экономики. Наука главным образом поставляет знания, являющиеся содержанием образования, а образование готовит кадры для науки.
Какой дорогой идти России? Часть1
26 МАЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Европейские страны, США, Канада, Австралия, Япония сегодня перешли в новую инновационную стадию развития, а другие страны еще нет. Народам развивающихся стран надо реформировать привычные порядки, заимствовать культуру развитых стран. Одни страны, такие как Южная Корея и Китай, делают это. Другие, такие  как Россия или Туркмения, сильно отстают. Против реальной модернизации выступает и наша элита, и значительная часть населения страны. А президент развлекает россиян разговорами о нашей особой цивилизации…
Социализм, построенный не нами. И не у нас
15 МАЯ 2020 // ЮРИЙ ГЛАДЫШ
В последнее время можно нередко услышать ностальгические призывы к возвращению в «золотой век» позднего Советского Союза, к социализму. Можно признать, что для членов партноменклатуры КПСС этот строй действительно был комфортным. Но не для простых граждан. Попробуем разобраться, что же это был за «социализм» и стоит ли к нему возвращаться? По академическому определению прилагательное «социальный» (от латинского socialis — общественный), относится к взаимоотношениям людей в обществе. 
«Гардарика» и Гайдар, или Почему не прав Ходорковский
13 МАЯ 2020 // МИХАИЛ САРИН
На «Эхе Москвы» в программе «2020» шла речь о книге Михаила Ходорковского «Новая Россия, или Гардарика (Страна городов). Десять политических заповедей России XXI века». Там же, на «Эхе Москвы», появился блог известного историка, академика РАН Юрия Пивоварова «Рассуждение о свободе и нравственном выборе (о работе М. Б. Ходорковского «Новая Россия или Гардарика (страна городов)...». В отзыве Пивоварова книга названа «идейным плацдармом, с которого мы можем начать строить Новую Россию». В то же время он пишет: «Эту работу будут читать и спорить». И сам Михаил Ходорковский признает: «Ни в коем случае не воспринимаю себя истиной в последней инстанции». Полезно обсудить его книгу.
Вот и закончилось везение Путина. А как жить нам?
20 АПРЕЛЯ 2020 // ИГОРЬ РУСАКОВ
Согласно «Статистическому обзору мировой энергетики за 2018 год» компании BP, 2018 год стал пиком мирового производства нефти — 94,7 млн баррелей в сутки, и ее потребления — 99,8 миллиона. Девять лет подряд спрос на нефть неуклонно возрастал. Абсолютным лидером по потреблению и производству нефти в мировом масштабе стали США. Они лидировали и в производстве сжиженного природного газа (СПГ) — сопутствующего продукта сланцевой нефти. За несколько лет Америка опередила Ближний Восток, и к 2018 году на ее долю приходилось не менее 40% мировой добычи СПГ.