Что делать?
21 октября 2019 г.
Реальное народовластие. Пример Швеции
13 АВГУСТА 2019, ПЕТР ФИЛИППОВ

ZUMA/TASS

Известно, что в мире из двухсот с лишним стран — лишь два десятка демократических, где налицо  верховенство права, где власть имущие не могут урвать себе кусок пожирнее, а вынуждены реализовывать интересы народа, повышать его благосостояние. Я был потрясен, когда узнал, что премьер-министр Канады, лишившись своего поста, вернулся из служебной квартиры в свою двухкомнатную. Особняк он не прикупил — зарплаты не хватило. А воровать чиновникам в Канаде не дают. Для россиян это фантастика. Цель наших властей разного уровня  — обогатиться, накопить миллиарды, построить себе в Европе роскошные дворцы, оставить миллиарды детям. А соотечественники-простолюдины пусть хоть сдохнут. Их могут заменить выходцы  из Средней Азии. И на митинги они вряд ли собираться  посмеют.

Как отметил в своей книге «Автократия» Григорий Голосов, «находясь на пике политического могущества, автократы не нуждаются в правилах игры. На самом деле любые правила им только мешают. Они предпочитают опираться на "грубую силу"». Действительно, применение законов  в России сегодня оставлено на усмотрение властей. Они могут трактоваться влиятельными персонами по-разному, к своей выгоде. Проще говоря, нашим властям закон не писан. В России законы — не общепринятые правила жизни, а лишь одна из форм принуждения  исполнять приказы и прихоти власти. В политологии это называется «правлением с помощью закона». Само понятие равенства перед законом отметается: послушный суд позволит «своим» выйти «сухими из воды», а кто-то получит срок за  несогласованное с властью собрание.

Российский режим игнорирует правила организации выборов, просто отбрасывая неугодных кандидатов. Силовики  отбирают собственность у бизнесменов, назначенных  на заклание. Да и интересы простых граждан авторитарному режиму безразличны, захотели — и запретили голландские сыры без примеси вредного пальмового масла, отправили импортные поставки на свалку. Теперь наказывают за высказанное неуважение к власти. Ни в одной развитой стране нет такого закона, он в ходу только у диктаторов.

Такой была природа власти в России при царях, большевиках и остается при нынешних силовиках. Но авторитарная власть «национального лидера» не безобидна. Это понимают даже близкие к нему олигархи, оборудуя «запасные аэродромы» в Европе. Выводят капитал за рубеж и мелкие предприниматели, которым надоело платить дань силовикам и прочим чиновникам, кто опасается за свое будущее и будущее своих детей. Только в третьем квартале 2018 года из страны было вывезено 19,2 млрд долларов. В Россию с ее произволом власти и «карманными» судами опасаются вкладывать капиталы не только иностранные фирмы, но и отечественные. Отечественные компании выплатили за 2018 год около 40 млрд долларов дивидендов, почти ничего не вкладывая в свое развитие. Сигнал акционерам: рисковать новыми инвестициями не будем, забирайте свою прибыль и делайте с ней, что хотите. В таких реалиях экономика стагнирует, уровень жизни населения падает. Опросы показывают, что 40% горожан вынуждены брать микрокредиты, чтобы прокормить и одеть детей.

В том, что взятки, поборы, откаты и дань стали нормой для чиновников, а силовики творят произвол, население  нищает, — большинство винит власть. Но они неправы. Народ заслуживает то правительство, которое имеет. Наш купился на утопию коммунизма, отдал миллионы жизней в Гражданской войне, при раскулачивании, на принудительных «стройках коммунизма», в лагерях ГУЛАГа. От большевистской утопии россияне, кажется, отказались, хотя многие вздыхают о Сталине. Люди рады забитым товарами магазинам — следствию частной собственности и рыночных отношений, хотя и в форме «капитализма для своих». Но подняться на следующую ступень развития, добиться сменяемости власти в процессе честных выборов, действительного разделения властей, верховенства права, честной полиции и судов россиянам пока не позволяет рабское преклонение перед авторитарной властью. «Выберем того, кто больше всех обещает, он нам все и сделает. Будем жить богато, как в Европе».

Вера в божественность правителей была частью мировоззрения древневосточных обществ. Именно она вдохновляла египтян на строительство пирамид для фараонов — обителей духа государя. Еще в III тысячелетии до н. э. в месопотамской клинописи «божий знак», звезду, стали соединять с именем монарха. Хотя истоки культа вождя теряются в дописьменных эпохах, россияне по-прежнему ему верны. То, что царь — от бога, внушал подданным кровавый тиран Иван Грозный. Из этой веры вырос  и культ личности Сталина.

Конечно, россияне, сталкиваясь с болезненной реальностью, например, с разбитой вдребезги сельской дорогой, недовольны. Но считают, что это из-за того, что начальство «не в курсе». Неважно, какой уровень начальства — от главы администрации района до губернатора или президента. То есть россияне надеются не на общественные институты, а на людей, возглавляющих этажи чиновничьей вертикали. Отсюда типичная стратегия — не порядки менять («мы в политику не вмешиваемся»), а дойти до главного начальника, упасть на колени и просить его решить проблему. Порочность такого патриархального сознания и рабского поведения большинство даже не осознает.

Культ царя, генсека, президента стимулирует отрицательный отбор во власть, возлагает управление на неучей и лизоблюдов. Авторитарные правители не опираются на людей творческих и инициативных, послушным орудием делают силовиков–опричников и пирамиду чиновников. Власть в России во все века была чиновничья, а не представительная, строилась на лояльности царю, генсеку, президенту. По-прежнему актуальна знаменитая формула Николая I: «Мне нужны не умники, а верноподданные». Вождю важна способность его окружения силой и хитростью, лживой пропагандой задурить и обуздать народ. И это у них получается. Похоже, россияне так и не выбрались из седой древности, хотя и ездят на иномарках.

Удивительно, как много образованных сограждан готово идти в услужение авторитарной власти. Журналисты готовы «втирать мозги» гражданам по заданию Администрации президента —  лишь бы сохранить свое место. Ректоры ряда вузов угрожают студентам исключением за участие в митингах. Лояльны к авторитарной власти и многие артисты. Среди абитуриентов особенно популярны специальности, дающие шансы на карьеру чиновника и получение откатов. А какова типичная реакция на активность инакомыслящих, противников беззакония? «Это либо государственный преступник, либо сумасшедший». Несогласных с утверждением «кругом враги» записывают в «иностранные агенты», люди готовы поддержать репрессии против «национал-предателей». Аморальность и патриархальный настрой нашего общества в сравнении, например, с финским, поражает.

Когда-то мы верили, что «коммунизм — светлое будущее человечества». А сегодня образованные технические специалисты, особенно работающие в оборонных НИИ, верят в то, что «США и Европа стремятся покорить Россию», и надо больше собранных с населения налогов направлять на вооружение (в том числе ядерное), пусть и в ущерб образованию, здравоохранению, пенсиям. Похоже на мышление средневековых «завоевателей новых земель». Эти люди  — опора власти. На вопрос «Готовы ли вы погубить человечество?» — пожимают плечами. Но ведь угроза гибели челвечества вполне реальна!

Есть опасения, что при такой политической культуре россиян бороться против вождистской модели власти бесперспективно. Значит, назревшие реформы придется проводить по схеме Ли Куань Ю, то есть «сверху». Лидер должен внушать доверие, а дискуссии о сути самих реформ будут вестись среди специалистов — приверженцев правового государства. При такой тактике оппозиции следует объединиться «через не хочу», тем более что в принципиальных моментах позиция различных оппозиционных партий совпадает. Главное сегодня — выдвинуть сильного лидера, сторонника парламентской республики. Сильного лидера может заменить только сильный лидер.

Но упор на лидера не снимает задачу политического образования россиян. При глобальной тенденции отказа от чтения книг и погружения в интернет нельзя ограничиваться статьями и книгами, следует снимать ролики, фильмы, делать репортажи, просвещать всеми современными средствами. Есть надежда, что, познакомившись с опытом развитых стран, новые поколения сделают соответствующие выводы, смогут перенять не только интернет и цифровые технологии, но и современную культуру народовластия. И в России власть будет подотчетна народу, будет выражать его интересы.

 

Шведский опыт народовластия

Народовластие — это избрание в органы власти людей, чья позиция отражает интересы избирателей, в том числе меньшинства. Плюс эффективный контроль над органами власти «снизу». Ведь нередко кандидаты во власть обещают одно, а делают другое. Кроме того, желание обогатиться для людей естественно, оно закреплено в генах. Чтобы  инстинкт у власть имущих не брал верх, и нужен такой контроль.

В Швеции — парламентская монархия; президента, стоящего во главе чиновничьей пирамиды, народ не избирает. Граждане избирают только своих представителей — депутатов в парламент, которые формируют правительство, назначают и снимают с должности премьер-министра, контролируют исполнительную власть. Это рационально, так как ошибиться в одном человеке, президенте, намного вероятнее, чем в сотнях депутатов. Сохранение короля — лишь дань традициям. Он выполняет только представительские функции.

ZUMA/TASS

Важно, что партии регистрируются в уведомительном порядке. Решение учредительного съезда о создании партии направляется по почте. И партия может участвовать в парламентских выборах.

До недавних пор финансовая отчетность политических партий законодательно не регулировалась. Но было соглашение между партиями, по которому они публиковали информацию о поступивших средствах. Источники доходов не раскрывались, поскольку были разрешены анонимные пожертвования. Однако парламент  уже рассматривает закон, запрещающий такие пожертвования. Они будут распределяться между всеми партиями. Информация о других поступлениях обязательно будет открытой. 

Подавляющее большинство (80-90%) шведов участвуют в выборах центральных и местных органов власти. Между выборами граждане следят за работой парламента, принимаемыми законами и решениями, позицией депутатов от конкретных партий, эффективностью парламентского контроля. Если в России авторитет парламента чрезвычайно низок, то шведы воспринимают Риксдаг как важнейшую ветвь власти, от эффективной работы которой зависит их жизнь. Поэтому неудивительна осведомленность шведов о дебатах в парламенте, об обсуждаемых законопроектах и работе правительства. В свою очередь, реальная конкуренция между партиями на выборах и в самом Риксдаге стимулирует положительный отбор, когда во власть попадают самые умные и квалифицированные.

История становления шведского парламента. Первым шведским парламентом историки называют встречу представителей четырех сословий (дворянства, церкви, горожан и крестьянства) в городке Арбога в 1435 году, которые обсуждали вопросы и принимали решения, влиявшие на жизнь всей страны. Это был четырехпалатный парламент. Хотя термин «Риксдаг» впервые упоминается в шведских источниках в 1540 году. Отдельный закон о Риксдаге, определяющий процедуры его работы, был принят только в 1810 году. А годом ранее, в 1809-м, был принят первый Основной закон страны (закон «О форме правления»), закрепивший принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Судам и органам самоуправления был обеспечен независимый статус.

В 1865 году парламент четырех сословий заменили двухпалатным. Верхняя палата избиралась не напрямую, а через Советы регионов и муниципальные собрания в крупных городах и состояла из мужчин определенного возраста и уровня доходов. Нижняя палата избиралась прямыми выборами, но право голоса имели только мужчины старше 25 лет, обладающие недвижимостью и зарегистрированные в налоговом реестре. Избирательная система приобрела по-настоящему демократический характер только в 1921 году, когда избирательное право получили и женщины. Имущественные критерии были сняты. В 1971 году парламент стал однопалатным (сначала состоял из 350 членов, затем из 349-ти), была изменена организация парламентских комитетов.

В 1974 году приняли новый закон о форме правления и новый закон о Риксдаге. Принципы парламентаризма были внесены в Конституцию, спикер парламента стал играть ведущую роль в формировании правительства. В 1994 году электоральный период увеличили с 3 до 4 лет, повысили эффективность процедуры принятия бюджета.

ZUMA/TASS

Работа Риксдага.
На первом же заседании депутаты Риксдага из своего состава избирают тальмана (председателя), первого, второго и третьего вице-тальманов. Председатель руководит работой парламента, определяет время открытия и закрытия сессий, председательствует на заседаниях, определяет повестку заседаний, устанавливает очередность рассмотрения дел, удаляет с заседания депутатов, нарушивших порядок или депутатскую этику. Тальман обязан занимать нейтральную позицию по отношению к партиям, не имеет право участвовать в дебатах и голосовать при принятии решений.

Депутаты также выбирает из своего состава 20 делегатов в Северный совет, 6 членов шведской делегации в Совет Европы, 8 членов шведской делегации Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Делегация в Северный совет избирается только на сессию, а остальные делегации — на весь срок полномочий Риксдага.

При тальмане образуется конференция, в которую входят  вице-тальманы, представители от каждой партии, получившей на выборах не менее 4% голосов, председатели комиссий и вице-председатели административного управления Риксдага. Конференция обеспечивает эффективную работу Риксдага.

Риксдаг является не только местом принятия важных решений, но и центром политических дебатов, на которых несколько раз в ходе каждого созыва Риксдага партии имеют возможность приводить аргументы в пользу политики, которую они хотят проводить. Традиционные темы дебатов:

– многократно в течение парламентского года депутаты обсуждают доходы и расходы госбюджета;

– в феврале каждого года Риксдаг обсуждает внешнюю политику Швеции, исходя из декларации о внешней политике, которую зачитывает министр иностранных дел;

– важные актуальные проблемы выносятся на обсуждение по требованию партий (например, в течение 1997-1998 годов проведено 5 таких дебатов);

– каждый четверг в течение часа депутаты имеют возможность оперативно выяснить у присутствующих министров их позицию в режиме «вопрос-ответ»;

– дебаты по поводу запросов депутатов к министрам 1-2 раза в неделю. Запросы — более содержательные и более проработанные вопросы, излагаемые в письменном виде. Министр отвечает на них в палате, после чего устраивается обсуждение, в котором могут участвовать все желающие депутаты;

– в ходе особого заседания 1-2 раза в год Риксдаг обсуждает доклад конституционной комиссии по результатам проверки деятельности министров по различным правительственным вопросам.

Благодаря принципу открытости общественность и СМИ могут присутствовать во время дебатов на трибунах. Все выступления стенографируются и снимаются на видео. На следующий день в печатном и в электронном виде издается протокол с подробным изложением хода дебатов, позиций и аргументов сторон.

Комиссии Риксдага конституционная, по законодательству, по делам юстиции, по иностранным делам, по культуре, по налогам, по жилищным вопросам, по обороне, по образованию, по промышленности и торговле, по вопросам рынка труда, по социальной защите и здравоохранению, по транспорту и связи, по финансам, по экологии и сельскому хозяйству. Они готовят законопроекты, которые затем рассматривает парламент. В каждую комиссию избираются не менее 15-17 депутатов и столько же их заместителей. Комиссии формируются на пропорциональной основе с учетом партийного состава Риксдага. В каждой комиссии избирают председателя и его заместителей. Должности председателей распределяются пропорционально между партиями. Каждая комиссия имеет свой аппарат из 6 сотрудников и может привлекать для консультаций специалистов. Постоянные комиссии заседают 1-2 раза в неделю.

Конституционная комиссия. Любая другая комиссия и каждый член Риксдага могут поставить перед Конституционной комиссией вопрос об исполнении министрами их служебных обязанностей и ведении правительственных дел. Конституционная комиссия обязана проверить это и сообщать Риксдагу результаты своих проверок не реже одного раза в год в докладе о проведенном контроле. Парламент обсуждает доклад и на основании обсуждений делает представления правительству.

Комиссия по иностранным делам состоит из тальмана и 9 депутатов Риксдага. Правительство обязано ее созвать, если не менее четырех членов комитета требуют обсуждения какого-либо вопроса. Председатель комиссии может принять решение об обязанности соблюдать полную тайну.

Законодательная комиссия готовит предложения по кодексам законов о браке, родителях, наследовании, о праве на социальное страхование, праве на возмещение вреда и др.

После вступления Швеции в ЕС у постоянных комиссий парламента появились новые задачи. Создан Совет по делам ЕС — особый орган Риксдага для консультаций с правительством по вопросам ЕС. У Совета иные задачи, чем у постоянных комиссий, но такое же число членов и такой же партийный состав. На пятничные заседания Совета приходят те члены правительства, которые будут участвовать в совещаниях Совета министров ЕС в течение следующей недели. Они информируют об актуальных вопросах, получают информацию о предложениях правительства по позиции Швеции в вопросах, по которым ведутся переговоры.

Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью. Никто не может возбуждать против них судебное преследование либо лишать их свободы, препятствовать поездкам по стране из-за их высказываний или действий при исполнении ими своих обязанностей, если на это не дано согласие Риксдага (решением 5/6 участвовавших в голосовании). Но депутат может быть арестован, если застигнут на месте преступления или признался в совершении преступлении. За это преступление законом установлено наказание не менее чем заключение сроком на 2 года. Депутат не может добровольно сложить с себя полномочия без согласия Риксдага.

В парламенте, как правило, представлено 5-7 партий (для небольшого государства это много), поэтому ни одна партия обычно  не обладает абсолютным большинством и может сформировать правительство. Председателем правительства обычно становится лидер победившей на выборах партии или коалиции. Министерства только формируют политику в своей области, а взаимоотношения с гражданами и организациям возложены на специальные управления и органы местного самоуправления. Чиновники правительства и иные госслужащие обязаны сохранять политическую нейтральность, неукоснительно выполнять решения парламентского большинства. Законы в Швеции формируются так, что свободы рук у чиновников практически не остается. Они должны исполнять закон, а не реализовывать свои представления о том, какое решение им кажется лучше. Это, кстати, служит препятствием для коррупции, для услуг «своим».

Парламентский контроль — тщательное наблюдение за деятельностью правительства и исполнением законов и принятых Риксдагом решений, чтобы правительство и его учреждения действовали в рамках закона, работали эффективно, чтобы граждане чувствовали доверие к власти. Парламентский контроль шире некоей выполненной работы. Он подразумевает мониторинг и тщательный анализ работы правительства и учреждений на каждой стадии. Используя различные инструменты контроля, предусмотренные Конституцией, Риксдаг имеет информацию о том, что происходит до, во время и после принятия решения.

Инструменты реализации парламентского контроля:

• члены Риксдага вправе адресовать вопросы правительству — это один из методов парламентского мониторинга деятельности правительства;

• Конституционная комиссия контролирует соблюдение правительством законодательства. Члены парламента имеют право вызвать министров на Конституционную комиссию;

• если Риксдаг больше не доверяет министру или премьер-министру, то может провозгласить вотум недоверия;

• парламентские омбудсмены обязаны контролировать, чтобы при обращении к органам власти граждане не сталкивались с нарушением законов;

• назначаемые Риксдагом 4 омбудсмена юстиции имеют право контролировать деятельность общих судов, государственных и муниципальных органов власти. Омбудсмен юстиции не может давать указания другим ветвям власти. Его функция — контроль. В эту инстанцию могут обращаться граждане, которые считают, что по отношению к ним власти ведут себя неправильно или вопреки закону. Для контроля законности омбудсмен юстиции может присутствовать на заседаниях суда или иного органа управления, имеет доступ к их протоколам и документам. Суд и орган управления, государственные и коммунальные служащие обязаны предоставлять омбудсмену затребованные им сведения и заключения. Прокурор также обязан помогать омбудсмену по его просьбе;

• ревизоры Риксдага (12 депутатов и столько же заместителей) самостоятельно выбирают объект проверки (в сфере здравоохранения, охране окружающей среды и др.). Они должны обеспечить эффективное использование государственных ресурсов;

• подотчетное Риксдагу Национальное управление по аудиту тоже проверяет эффективность использования выделенных правительством средств и надзирает за их целевым использованием.

Решения Риксдага по госбюджету. От них во многом зависит развитие экономики и рост благосостояния граждан. Риксдаг осуществляет бюджетное регулирование на ближайший бюджетный год или в связи с особыми причинами на иной бюджетный период, устанавливает сумму доходов и ассигнования на определенные цели, может решить, что отдельные ассигнования из бюджета будут расходоваться в течение иного, чем бюджетный период, срока.

Этапы работы Риксдага над бюджетом: первый начинается в апреле, правительство определяет основные направления экономической политики, проект включает предполагаемый максимум расходов по 27 различным сферам; второй начинается в сентябре после представления правительством парламенту проекта госбюджета на будущий год, Риксдаг принимает решение о расходах по каждому из 27 пунктов и об изменении налогов и сборов; на третьем этапе Риксдаг решает, сколько денег выделить на различные цели в рамках каждой статьи расходов.

Риксдаг устанавливает принципы управления государственной собственностью и распоряжения ею. Без его разрешения правительство не вправе заключать соглашения о займах или иным образом возлагать обязательства на государство.

Риксбанк (центральный банк государства) несет ответственность за денежную политику, подчинен Риксдагу, который избирает 11 уполномоченных для контроля за ним. Уполномоченные назначают правление Риксбанка, которое руководит им. Но никакой орган не может указывать Риксбанку, как он должен решать вопросы денежной политики.

Эффект шведского народовластия. Об эффективности народовластия свидетельствуют темпы развития экономики и уровень жизни шведов. Репутация «социалистической» экономики Швеции осталась в прошлом. Сегодня ее приводят в пример как образец «капитализма с человеческим лицом». У Швеции один из самых низких в ЕС государственный долг, незначительный уровень инфляции, прочная банковская система.

Шведские власти извлекли урок из кризиса начала 1990-х годов. Ключевой задачей любого правительства стал сбалансированный бюджет. Выполнению этой задачи не помешали даже серьезные катаклизмы в мировой экономике в 2008 году. В 1996 году был установлен предельный уровень государственных расходов, а главной целью стал профицит бюджета. Удалось остановить разрастание госдолга и не взваливать обязанность выплат по нему на будущие поколения. Шведы смогли избежать дефицита бюджета, более того, даже снизить налоги по сравнению с кризисным периодом. При этом правительство, в отличие от других стран, не отказалось от социальных обязательств, а увеличило инвестиции в здравоохранение, образование и науку.

Швеция имеет успешную диверсифицированную и конкурентоспособную экономику. По последнему показателю она, согласно данным Всемирного экономического форума, находится на 9-м месте в мире. Столь же высокая планка, по оценке Всемирного банка, у Швеции и в рейтинге самых удобных торговых партнеров. Для благосостояния небольшой страны с огромным хозяйством упор на экспорт жизненно важен. Шведские предприятия продают за рубеж многие товары. Страна из года в год сохраняет положительное торговое сальдо. Наряду с процветанием традиционных отраслей Швеция за последние десятилетия совершила рывок в цифровых технологиях и телекоммуникациях. За 10 лет доля информационных технологий выросла до 16%, в IT-индустрии занято 6% населения. Стокгольм признан одним из лучших городов Европы для запуска стартапов в области цифровых технологий. Уровень благосостояния в Швеции распределен по ее регионам гораздо равномернее, чем в других европейских странах. Даже в самом небогатом уголке доля ВВП на душу населения выше, чем в среднем по Европе. Шведское благосостояние основано на уроках, извлеченных страной после потрясений 1990-х годов. Взвешенную финансовую политику Швеция сочетает с открытостью для зарубежных рынков, с развитием конкуренции и инноваций, а также с решительным предотвращением коррупции.

Эффективность шведской модели народовластия характеризуют также низкий уровень коррупции и отношение к ней жителей. Ведь коррупционные связи — это тот канал, по которому богатство концентрируется в руках немногих, наделенных властью. Если благодаря откатам и взяткам формируется ужасающее социальное неравенство, то о народовластии говорить не приходится. Речь идет не о неравенстве, возникающем из-за разной квалификации граждан, их предприимчивости, успехов в честном бизнесе, а о неравенстве, связанном именно с коррупцией, с казнокрадством.

Сегодня в Швеции один из самых низких уровней коррупции в мире, хотя до середины XIX века она процветала. В результате модернизации страны удалось устранить меркантилизм, с тех пор государственное регулирование основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), а не на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к документам органов власти и создано независимое и эффективное правосудие. Одновременно парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и добиваются их исполнения. Постепенно честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12-15 раз, постепенно разница снизилась до 2 раз.

Важный козырь антикоррупционной борьбы в Швеции — максимальная доступность информации об имуществе и доходах самих граждан. Можно запросить в налоговой сведения, назвав имя гражданина, и узнать, где он работает, сколько получает, его семейное положение, какие имеет сбережения, есть ли дети и какой у них доход. Все максимально открыто, поэтому нет нужды в открытых реестрах деклараций. Зная это, любой чиновник сто раз подумает, прежде чем согласится на коррупционную сделку. Тем брлее что, вкладывая деньги на счет в банк, надо доказать законность их происхождения.

Очевидно и такое отличие шведской  системы антикоррупционного противодействия от российской. В обществе, где эффективно работают правоохранители и не пренебрегают принципами профессиональной этики журналисты, общественные организации избавлены от несвойственных им функций. В России ФБК и другие общественники ищут незадекларированную собственность чиновников, их роскошные особняки и дворцы, раскапывают подробности коррупционных схем. Хотя это — работа для полиции и СМИ.

Шведские общественники сосредоточились на предупреждении коррупции. В отличие от российского отделения «Трансперенси Интернешнл», их шведские коллеги занимаются не расследованиями, а просвещением населения и  представителей властных структур, проводят антикоррупционные уроки в университетах и колледжах. Например, самая большая проблема в госзакупках — «коррупция дружбы», когда заказы формируются под определенных поставщиков. Это очевидно, но доказать трудно. Распространяя антикоррупционное мировоззрение среди населения, борцы с коррупцией стараются предотвратить то, что может случиться. Разумный подход.

 

Источник: http://www.gmu-countries.ru/europa/swed/sweden-parliament.html

 
Фото: 1. Празднование Национального дня Швеции. Tommy Lindholm/ZUMA/TASS
2. Церемония открытия новой сессии шведского парламента в Стокгольме. Johan Jeppsson/Ibl Bildbyr/ZUMA/TASS
3. The King's birthday, Royal Palace, Stockholm, 2018-04-30. Ibl Bildbyr/ZUMA/TASS

 












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
 Наш архетип: проблемы модернизации 
17 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Движение общества  возможно по одной из трех траекторий: деградация, стагнация или  восходящее развитие. Крах Российской империи, а затем и СССР свидетельствуют: политический режим, не способный обеспечить национальное развитие, неизбежно рухнет, увлекая за собой государство. К сожалению, сегодняшняя социально-экономическая ситуация вновь свидетельствует о стагнации, начиная с 2013 г. Почему Россия, страна богатейших природных ресурсов и многомиллионного талантливого народа, несмотря на многолетнее нефтедолларовое изобилие погружается в  глубокое неблагополучие?
Тормоз прогресса – наша аморальность
4 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Почему Ниал Фергюссон в своей книге «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира» среди причин мирового первенства Европы в своем развитии не назвал господствующие нравственные приоритеты ее жителей, мораль, ставшую доминирующей? Не знаю. Приведу определение: «Мораль – это нравственные ориентиры, т.е. доминирующие в обществе представления о хорошем и плохом, о добре и зле, нормы поведения, вытекающие из этих представлений». Полагаю, что культура народа и его мораль влияют на темпы развития любой страны. 
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 2
25 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. (Продолжение)
Конфликт интересов власти и общества
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Прошедшие выборы в Петербурге с явкой около 30% и «победой» Беглова на «выборах» при  отстранении реальных конкурентов, с вбросами  бюллетеней  и фальсификациями протоколов  со всей остротой поставили вопрос об обострении  конфликта интересов власть имущих и простых граждан. Неучастие в выборах показало: конфликт есть, но как он осознан россиянами? Что определяет поступки людей? Их интересы, потребности. При этом наши чувства, эмоции — это маркеры удовлетворения наших потребностей. Что-то удалось — нам радостно, ожидания не оправдались  — мы печалимся.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 1
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. 
А судьи кто?
10 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Олег Дерипаска недавно всех поразил, заявив, что России нужно реформировать судебную систему. Его, оказывается,  не устраивает тот факт, что 60% судей формируется из состава  помощников судей и секретарей, которые не только неадекватно оценивают, что происходит в экономике, но и выносят неверные решения. Косность судебной системы, по его мнению, вредит инвестиционному климату в стране. Если оправдательных договоров только 2%, в том числе по экономическим преступлениям,  то необходимо вернуться к реформе судебной системы.
Выборы в России и в Эстонии
4 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕВГЕНИЙ БЕСТУЖЕВ
Институт выборов существует в любом правовом государстве, признающем источником власти народ. Право избирать и быть избранным является важнейшим фундаментальным правом гражданина такого государства. Оно закреплено в Конституции и защищено законодательством. Любое воспрепятствование реализации этого права является преступлением. Ограничение избирательного права возможно лишь в случаях, предусмотренных законом и в рамках принятой процедуры. Выборы являются главным механизмом, обеспечивающим народное представительство, которое, в свою очередь, выполняет законодательные функции, контролирует исполнительную власть и делает власть легитимной.
Демократия по-литовски
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // МИХАИЛ САРИН
Демократия, возникшая в древних Афинах и существующая во многих странах сейчас, всегда имеет два признака – свободу собраний и честные выборы. Третий признак, который является гарантом существования демократии, это реальная политическая конкуренция. Все остальное (разделение властей, независимый суд, свободная пресса) – это фактически результат наличия демократии. Если нет перечисленных признаков, невозможно достичь результатов ни по отдельности, ни вместе. Как обстоит с этим в России, судить российскому читателю. Я же хочу рассказать, как обстоит дело в Литве.
Несостоявшиеся государства. Чем им помочь?
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // ДМИТРИЙ ЛАНКО
Среди разнообразных предложений по ускорению модернизации в России, обсуждаемых «узким и страшно далеким от народа» кругом российских интеллектуалов, пожалуй, наиболее радикальным является так называемый «японский сценарий». Приверженцы этого сценария развития утверждают, что, поскольку противодействие модернизации заложено в российской «культурной матрице», то и ускорение модернизации возможно исключительно путем «культурного шока», включая ядерную бомбардировку страны и последующую иностранную военную оккупацию. В приведенных ниже тезисах я попытаюсь объяснить, почему этот сценарий неприемлем не только с морально-этической, но и с практической точки зрения, несмотря на то, что современная Япония демонстрирует нам множество примеров, которые могли бы быть использованы и в России.
Капитализм для всех или только для своих?
28 АВГУСТА 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В России есть множество политиков и журналистов, которые из кожи вон лезут, доказывая, что государство эффективнее рынка, а любой чиновник умнее предпринимателя. Им вторят пожилые люди, вздыхающие о временах Сталина, Брежнева, о всеобъемлющем заботливом государстве. Ни советская нищета и дефицит, ни гибель миллионов репрессированных ничему их не научили. Надежду на прогресс внушают только молодые поколения, воспринимающие мир совсем иначе и принявшие рынок как должное. Полезно дать им аргументы для спора со стариками.